Skip to main content

RSS-материалВопросы и ответы

Можно ли молиться о животных?

По правилам Церкви, мы за животных не можем молиться. У них нет души, и они не нуждаются в спасении.

Понятно, что мы умилимся, увидев, что ребенок молится о своей собачке или кошечке, и не будем ему запрещать, поскольку это его выражение добра. Но если человек взрослый и имеет соответственное восприятие и рассуждение, он молиться о животных не может и не должен.

Почему от Пасхи до Дня Святой Троицы в храмах не становятся на колени?

Потому что это торжественные дни, в которые воспоминается Воскресение Христово. Мы радуемся с воскресшим Христом, торжествуем. Коленопреклоненное же предстояние перед Богом — покаянное предстояние, потому в этот период оно неуместно.

Как говорил Господь в Евангелии: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). А сейчас надо радоваться, ликовать и выражать эту радость соответствующим образом. Церковью даже установлены определенные дни (например, первая неделя после Пасхи), в которые мы не постимся.

Ведь человек — целостное существо, состоящее из духа, души и тела. Эти составляющие взаимосвязаны. Так, если во время молитвы мы садимся или ложимся — у нас происходит расслабление, и как бы мы не хотели «собраться», но, начав молиться, можем заснуть. Когда же встаем — сразу идет команда сосредоточиться. Если становимся на колени — появляется покаянный настрой.

Что сохранилось в современном православном богослужении из древнего?

Сохранилось очень много всего. Пение псалмов, антифонное пение. Сохранилось исповедание грехов на службе, хотя мы видим, что теперь оно тайное (общественной исповеди уже нет). Сохранилось чтение Писания Ветхого и Нового Заветов.

Не осталось древней агапы, её рудимент — чин литии на всенощном бдении, когда мы употребляем хлебцы и вино. Также в форме рудимента сохранился чин оглашенных (и чин просвященных) на Литургии — когда мы их вспоминаем, «изгоняем» из храма.

В современном богослужении присутствуют элементы, указывающие на то, что Пасха в древности сопоставлялась с днем смерти Христа: в Страстную Пятницу и сегодня уже звучат отдельные пасхальные песнопения.

Правда ли, что в основе учений сектантов лежат древние ереси?

Ещё в ХІХ веке была озвучена версия о том, что одни ереси «вытягивают» другие. Однозначно, что ереси часто похожи друг на друга, возвращаются на «круги своя», поскольку человеческий разум всегда ищет упрощений, какого-то человеческого объяснения богословским истинам. Самое сложное для человеческого разума — это тайна Святой Троицы и тайна Богочеловечества Христа.

Очень часто Спасителя либо «делают» только Богом, либо сводят всё к человечеству, представляя Его просто великим пророком, проповедником. При чем второе куда чаще, потому что Христос-Человек человеческому мышлению куда ближе, чем Христос-Бог.
 

Как правильно относиться ко времени и к будущему?

Как правильно относиться ко времени и к будущему? Можно ли планировать? Если да, с какой «установкой»?

На вопрос ответил преподаватель ВСВПБК протоиерей Иоанн Надич.

Вера в реинкарнацию сопоставима с учением Церкви?

Однозначно, что не сопоставима. У каждого человека, который в этот мир приходит, есть Божий замысел (преподобный Максим Исповедник называет его логосом). Цель человека — осуществить в своей жизни личный логос, стать тем, кем Бог призывает его стать, прежде всего — богом по благодати.

Вроде бы, очень удобно считать, что если у души не получилось это сделать в этой жизни, то, значит, получиться в следующей.

Но подобное мнение не соотносится с православным учением. Почему?

Почему Бог не совершил Воплощение сразу же после грехопадения Адама и Евы?

Господь даровал человеку особый, богообразный дар свободы, не сотворил его «несогрешающим роботом». Господь знал о том, что человек согрешит. Дал ему помощницу — для их же пользы, чтобы, когда будут выдворены за пределы рая, не погибли. Знал, что человечество отпадет от Бога и что для искупления человеческого рода Сыну Божию нужно будет воплощаться. И знал, какое время Воплощения будет для человека наиболее полезно.

Почему крестят младенцев? Может, лучше, чтобы человек вырос и избрал веру сам?

В неправославном понимании слова апостола Петра о том, что крещение — «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21), подразумевают человеческое действие: будто он должен Богу пообещать добрую совесть. Но и в Ветхом Завете человек нарушал союзс Богом через обрезание, которое было прообразом крещения. И мы, сколько бы ни обещали не грешить, все равно многажды ежедневно нарушаем заповеди.

Таинство Крещения совершает Сам Господь, священник лишь сослужит, священнодействует. В Крещении есть Божье действие над человеком. Это новое, духовное, рождение, по словам апостола Павла — наступление нового бытия, новой реальности, жизни.

Почему на Сретение Господне освящают свечи?

Откуда пошла традиция приносить что-либо в храм для освящения (на Преображение – яблоки, в день памяти мчч Маккавеев – мед и зелья и т.д.)? Почему на Сретение освящают свечи? 

На вопрос ответил преподаватель ВСВПБК («Ветхий Завет», «Библейская археология», «Текстология Нового Завета») протоиерей Иоанн Надич.

Почему в православных храмах принято стоять? В каких случаях можно сидеть?

Человек — существо двухсоставное. У него есть бессмертная душа и тело. Перед Богом человек должен предстоять в своей полноте. Господь свящает наши души, и Он также посылает Свое благословение на наши тела. В Евангелии сказано, что мы должны прославить Бога и в душах, и в телесах наших. Поэтому, конечно же, состояние нашего тела для молитвенного бодрствования имеет очень большое значение. И в православных храмах есть прекрасная традиция, когда мы забываем о комфортном положении своего тела и стараемся, чтобы оно было в некоем тонусе. Есть такое словосочетание — «предстоять пред Богом».

Облако тегов


Апологетический центр
Спаси и Сохрани - За сохранение семьи и спасение жизни нерожденных детей

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes
http://novynynauky.com/news/2012-01