Что в Библии разумеется под страхом?
Что в Библии разумеется под страхом («страх Божий», «жена да убоится своего мужа»...)? На вопрос отвечает преподаватель ВСВПБК («Новый Завет»), насельник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры иеромонах Лукиан (Коршунов):
– Понятно, что речь не о рабском страхе, когда господа держат подчиненных в страхе, и те боятся сделать что-то, за чем следует наказание.
Речь о другом страхе. Мы, бывает, боимся обидеть того, кого любим. Не потому что боимся от него кары. Просто для нас самое страшное наказание — обидеть любимого человека, видеть, как он плачет.
Любой матери тяжело, когда она видит, что её дети несчастны, болеют, в чем-то нуждаются. Почему? Потому что она их очень любит, и сердце матери разрывается оттого, что она видит, что её дети страдают.
Так же и для любящего самое страшное наказание — когда рядом страдает человек, которого он любит, в ком всё чаяние его души. И он боится обидеть любимого, причинить ему страдание, лишить радости.
Вот такой страх должен быть, прежде всего, по отношению к Богу. Мы должны любить Его настолько, чтобы бояться обидеть Бога. Своими грехами мы вбиваем в Его ноги и руки гвозди, которыми Господа когда-то распяли. Согрешая, мы, фактически, приобщаемся к распявшим Христа, становимся не на стороне Его друзей, под Крестом, а на стороне Его врагов.
Но и этот страх обидеть Бога в каком-то смысле несовершенен. Тот, кто достигает совершенства, изживает его.
Когда спрашивали католических святых: «О чем вы мечтаете? Чего бы вы хотели больше всего?» — они отвечали: «Жить с Богом в раю, наслаждаться вместе с Ним благами рая». Если спрашивали православных святых: «Какой вы бы хотели награды от Бога?» — ответ был: «Мне все равно, в аду ли, или в раю находиться. Лишь бы с Богом». Потому что если ты с Богом, для тебя ада не существует.
А тех, кто не понимает этого, интересует, прежде всего, внешняя сторона земной жизни. Им свойственен эгоистичный подход, поскольку им важен не Сам Бог, не любовь к Нему, а наслаждения.
В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры лежат мощи преподобного Пимена Многоболезненного. Он просил себе у Бога не здоровья, не земных благ, а болезней. Ведь болезни, скорби приближают к Господу. И если ты любишь Бога, всё, что ниспосылается, приближает тебя к Нему. Однажды, когда в какой-то год святой Иосиф не заболел, то плакал и говорил: «Бог меня оставил. Он меня не слышит».