Как правильно провести Рождественский сочельник?
Рождественский Сочельник мы должны проводить с пониманием того, Кого мы встречаем.
Если мы встречаем какого-то дорогого для нас гостя — конечно, мы готовимся как можно лучше. И если мы понимаем, что к нам, на нашу землю, в гости идет наш Бог, то, наверное, от трепета и радости христианское сердце найдет вот те возможности встретить Бога во славе, в любви, покаянии и добром настроении.
В этот день Церковь Христова, в недрах которой совершается наше спасение, нам заповедует особое настроение.
В этот день, дорогие, мы должны обязательно быть на утреннем богослужении, потому что оно особое. Совершаются Великие (Царские) часы. Они служатся три раза в году. И даже императоры, люди, которые имели власть, оставляли свои государственные дела и приходили на это богослужение. В этот день всегда служится Божественная литургия, за которой христиане причащаются.
В Рождественский сочельник все христиане держат строгий пост — мы понимаем, что встречаем не просто человека, который зайдет в наш дом, и мы должны вымыть, убрать, расставить на места… — а Бога, Который приходит для спасения наших душ. И мы должны максимально свою душу к этой встрече подготовить.
Пост и молитва — это те средства, которые готовят наши души к достойному принятию нашего Бога.
Есть традиция, очень живя в нашем народе: говорят, что нельзя кушать до первой звезды.
На самом деле она исключительно народная и не имеет ничего общего с церковным уставом. В нем написано, что мы кушаем после вечернего богослужения. А вечерня в это день служится утром вместе с Божественной литургией! Поэтому по церковному уставу в этот день можно вкушать немного постной пищи без постного масла (сухоядение) после Божественной литургии.
Конечно, хочется пожелать, чтобы в этот день мы не просто думали об исполнении устава, а о том находились в предвкушении духовной радости того события, которое нас ожидает.
Слово «Сочельник» происходит от названия традиционного блюда, которое приготовляют в этот день. Сочиво (кутья) изначально была просто пшеницей, сваренной на воде. Это символ жизни. Потом стали добавлять мак, мед, орехи, потому что та жизнь, которую дарует нам Бог, — сладкая, приятная жизнь.
Протоиерей Василий Стецяк, преподаватель ВСВПБК (катехизис)