Skip to main content

«Пост нужно совершать не в унынии, но со светлым лицом»

М
итрополит Киевский и всея Украины Онуфрий об ошибках и крайностях, допускаемых на поприще Великого поста …
 
 
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью порталу Православие.ru рассказал о том, как правильно проводить Великий пост, как избежать ошибок и крайностей, чтобы найти «свою меру» в великопостных трудах.
 
«Нельзя рассматривать пост как запрет. Пост – это одно из добровольных слагаемых духовной практики, и исполнение поста – это выражение нашего послушания Господу и Его Святой Церкви, - пояснил владыка. - Послушание было предложено Господом еще нашим праотцам Адаму и Еве. В Эдемском саду было много деревьев, которые приносили прекрасные и вожделенные плоды, и Адам мог вкушать от любого из них, кроме одного. Господь запретил не потому, что ему было жалко этого плода для Адама. А для того, чтобы дать ему заповедь послушания, через которую он мог бы совершенствовать свою любовь ко Творцу. Если нет заповеди, человек не может духовно развиваться, совершенствоваться».
 
«Когда дети оказывают послушание своим родителям, они так выражают свою любовь к ним, - отметил он. - Им жаль огорчить родителей, и, когда они совершают непослушание, дурные поступки, совесть тут же начинает укорять их, возникает психологическая преграда в общении с родителями. И часто дети со слезами раскаяния прибегают к родителям, чтобы снять тяжесть с детской души. И нам, взрослым, нужно оказывать послушание Святой Церкви, исполняя ее предписания, покоряясь ее уставу, ее правилам. И благодаря этому послушанию у нас возрастает любовь к Богу через полученную от Него благодать. Когда же мы поступаем вопреки воле Божией, мы удаляемся от Него, нам трудно быть с Ним, как трудно было в раю согрешившему Адаму».

 

 

 
«Пост нужен нам для восстановления нашего духовного здоровья, - подчеркнул митрополит Онуфрий. - Ведь мы не удивляемся, когда врач во время болезни приписывает нам строгую диету, воздержание от каких-то продуктов. И вот Церковь напоминает нам, что пост – это время исправления своих ошибок, своих немощей, преодоления своих недостатков, духовного оздоровления, время шествия к Богу, а не удаления от Него. И в этом нам помогает телесное воздержание и молитва».
 
Говоря о противниках поста, владыка заметил: «Знаете, человек в угоду себе придумает многое. Курильщики говорят, что сигарета помогает сосредоточиться, а любители спиртного оправдывают его употребление снятием стресса и усталости. В Великий пост Церковь благословляет воздерживаться от скоромной пищи, употреблять преимущественно растительную пищу не случайно. Это не жестокость по отношению к человеку. Бог сотворил человека и дал ему изначально пищу растительную – разнообразную, прекрасную. Эта пища натуральная, природная – самая полезная, которая подходит нам более всего. Когда мы вкушаем ее, то мы восстанавливаем гармонию в своем теле».
 
«Привыкнув к мясной пище, мы думаем, что без нее невозможно жить. Но оказывается, можно жить, и весьма полноценно, - заверил он. - Если человек никогда не постился, привык в своем рационе постоянно иметь скоромную пищу, ему поначалу может показаться такой переход довольно трудным. Но нужно пережить эту перестройку в организме, быть внимательным к употреблению пищи, стараться есть то, что полезно организму для жизни. Ведь пищей можно лечить организм, как и травами, свежими овощами, соками. Белок имеют многие растительные продукты: разные орехи, различные семена. Вкушая такую пищу с молитвой, мы оздоравливаем и душу, и тело. Конечно, не следует накладывать на себя какие-то особые подвиги, голодовки, а придерживаться разумного воздержания, как говорят святые отцы – золотой середины, идти царским путем, исходя из своего самочувствия. Бог каждому из нас дал разум, и мы должны корректировать норму и качество своей пищи. Также есть духовники, с которыми можно посоветоваться в этом вопросе, если возникают какие-то трудности и недоумения». 
 
«Великий пост предшествует самому великому празднику – Пасхе, Воскресению Христову, величайшему событию в истории человечества: победе над смертью. Пасха дает нам залог того, что мы тоже воскреснем, что мы будем неразлучны с Господом и с теми, кого мы любим, - пояснил митрополит. - Христос является нашим Спасителем, Богом Чистым, Богом Совершенным, Богом Милостивым, исполненным Премудрости. Для того чтобы встретить праздник Пасхи Христовой, праздник Света и Жизни, Праздник, который несет с собой обилие Божественной благодати, мы должны приготовить свои души к этой встрече через покаяние и молитву. И Церковь учредила святой Великий пост, чтобы мы могли это приуготовление успешно совершить».
 
«И это касается не только воздержания телесного, но и воздержания в чувствах, в помыслах, в языке при общении, - подчеркнул владыка. - Потому что пост и молитва – это два крыла, которые приближают человека к Богу, помогают ему себя очищать и давать в своей душе место для благодати Божией. И блажен тот человек, который с усердием совершает пост и молитву. В истории Церкви нет ни одного святого, который не прибегал бы к посту и молитве. В этом делании мы уподобляемся Христу, Который учил нас воздержанию, постясь 40 дней в пустыне. Ему не было нужды очищать Свою душу, ибо Господь безгрешен. Но постясь, Он подал пример приготовления к встрече с Ним». 
 
«Пост не случайно назван весной духовной. А весна всегда радостна для человека. Пост приближает нас к Богу, помогает нам восстановить в себе образ Божий, искаженный грехом, помогает нам стать богоподобными. Поэтому пост нужно совершать не в унынии, не в тоске, но со светлым лицом. Спаситель учит нас, как мы должны поститься. В Евангелии говорится, чтобы мы умыли свое лицо, умастили свою главу елеем, чтобы явиться постящимися пред Богом, а не пред людьми. И Бог, видя наше усердие, которое мы совершаем для того, чтобы к Нему приблизиться, чтобы быть похожими на Его образ, видя наш подвиг в тайне, воздает нам явно (см.: Мф. 6: 17–18). Умастить главу елеем – это может означать для нас быть исполненными добрыми мыслями, добрыми пожеланиями по отношению к другим людям. Отбросить недовольство, ропот, зависть, уныние, неприязнь, - призвал митрополит Онуфрий. - Господь, видя наши добрые устремления и расположения души, не оставит ее без вознаграждения». 
 
«Пост – это время усиленной работы над собой. В этот период телесное воздержание должно быть большим, нежели когда-либо, также и молитв должно быть больше, нежели мы обычно совершаем. Но при этом нужно уметь чувствовать свою меру и стараться не переходить ее, - предостерег он. - Потому что всякая крайность вредна. Вредно, когда человек объедается, и вредно, когда постится до такой степени, что становится нетрудоспособным. Бог дал человеку пост, чтобы он нормализовал духовные и телесные силы, восстановил здоровье духовное и телесное. А не для того, чтобы, неразумно постясь, стать инвалидом. Поэтому постепенно нужно входить в пост. Каждый знает, с какого уровня он начинает свой пост. И постепенно по мере прохождения поста уже может ограничивать свою меру еды, пития, увеличивать молитвенное правило». 
 
«Если человек болен и ему рекомендован какой-то особый род пищи, то с этими вопросами нужно обращаться к духовникам и брать благословение на ослабление поста. Церковь дает такое благословение на послабление беременным женщинам, питающим младенцев и людям больным. Но меру послабления нужно также согласовывать с духовником», - пояснил митрополит. 
 
«Каждый человек выстраивает свою духовную жизнь самостоятельно, исходя из своих возможностей во времени, - считает он. - Если нет возможности посетить Литургию Преждеосвященных Даров среди недели, можно прийти ненадолго на вечернюю службу, можно самому помолиться дома, почитать Псалтирь, Священное Писание, поучения святых отцов. Отложить привычные развлечения у телевизора, устраниться от потока политической информации, подумать о том, кто нуждается в нашей помощи, кто страдает в одиночестве. Стараться время проводить с рассуждением, с пользой для души. Все зависит от нашего желания и настроя».
 
Владыка подчеркнул, что в молитве преподобного Ефрема Сирина «перечислены все главные страсти человека, которые нужно искоренять, и противоположные этим страстям добродетели, которые следует им противопоставлять. И главная добродетель, венчающая эту молитву, – неосуждение: "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего"».
 
«Господь говорит в Евангелии: если мы хотим, чтобы Бог нам простил согрешения, нужно простить согрешения тем, кто согрешил против нас. Если это условие не будет соблюдаться, то никакой пост, никакая молитва не помогут нам освободиться от греха, - отметил он. - Ибо злоба, которая наполняет человека и не дает ему простить грех брата своего, не дает места для благодати Божией в душе человека. Поэтому нужно стараться искоренять грех обиды, осуждения и неприязни. В жизни всякое бывает. Бывают ссоры, обиды, и чаще всего каждый считает, что именно он более прав в спорном вопросе, чем его оппонент. Но если мы хотим получить прощение грехов, мы должны отбросить все свои аргументы, которые нас оправдывают, подойти и сказать: "Брат, сестра, прости меня Христа ради". Хотя случается и так, что устами скажем, а обида остается лежать на сердце. Но и то хорошо, что мы сделали первый шаг – испросили прощение. Постепенно и обида уйдет из души».
 
Говоря о ежедневных молитвах о прекращении военных действий на востоке страны и традиции читать всем верным чадам в Великой пост по одной кафизме в день, владыка заметил: «Это наша скромная молитвенная жертва за нашу землю, за наш украинский народ, чтобы Господь благословил нас миром и помиловал всех нас. И мы знаем из истории Церкви, что усиленная молитва о мире никогда не бывает напрасной и всегда приносит плоды». 
 
«Пусть Господь помогает нам, чтобы мы в телесном воздержании и в посильной молитве провели время святой Четыредесятницы, чтобы мы сподобились встретить в радости, в мире великий праздник светлого Христова Воскресения», - пожелал митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Великий пост / 02.03.2018

Облако тегов


Апологетический центр

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes