Skip to main content

Резолюция, принятая участниками круглого стола «Преподавание православной культуры в новых условиях»

28 января 2010 года в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол на тему «Преподавание православной культуры в новых условиях».

В работе круглого стола приняли участие члены церковно-научной Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, преподаватели высшей школы, учителя средней школы, работники системы повышения квалификации педагогов, сотрудники епархиальных отделов религиозного образования, руководители и сотрудники департаментов и управлений образования в регионах, представители православных общественных организаций, родительской общественности.

Обсуждались актуальные вопросы изучения православной культуры, преподавания учебного предмета по основам православной культуры в общеобразовательных учреждениях в современных условиях, прежде всего:

  • проблема сохранения и развития практики преподавания курсов православной культуры в регионах в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования;
  • вопросы обеспечения в новом ФГОС общего образования преподавания учебного предмета по Православной культуре в рамках новой предметной области по традиционным религиозным культурам и светской (гражданской) этике по всем годам обучения;
  • формат и условия участия организаций Русской Православной Церкви, православной научно-педагогической и родительской общественности в федеральном эксперименте по введению преподавания в общеобразовательных учреждениях учебных предметов по основам традиционных религиозных культур и светской этике, инициированного решениями встречи Президента РФ Д.А. Медведева со Святейшим Патриархом Кириллом и другими лидерами традиционных российских конфессий 21 июля 2009 года.

Собравшиеся констатировали, что современная ситуация характеризуется противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, в органах власти, общественном сознании, научном и педагогическом сообществе все более утверждается понимание права граждан России давать своим детям в государственно-общественной школе систематическое духовно-нравственное образование и воспитание на основе исторических и культурных традиций Православия, духовно-нравственных ценностей других российских религий. С другой стороны, отмена национально-регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана и введение нового (ФГОС) общего образования создают условия, затрудняющие дальнейшее развитие сложившейся в регионах практики преподавания учебных курсов православной культуры.

Ситуацию неопределенности юридическо-правового статуса преподавания Православной культуры в общеобразовательных учреждениях осложняет то, что до сих пор не опубликован текст нового ФГОС начального общего образования, утвержденный министром образования и науки РФ 6 октября (приказ № 373), зарегистрированного в Минюсте России 22 декабря 2009 года. До сих пор остаются без ответа предложения Русской Православной Церкви по доработке ФГОС начального общего образования и Базисного учебного плана образовательных учреждений, направленные председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископом Зарайским Меркурием заместителю министра образования и науки Российской Федерации, председателю Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине (письмо от 18 августа 2010 года № 0-0908/040), предусматривающие возможность преподавания «Православной культуры» по всем годам обучения в любом общеобразовательном учреждении по выбору его органа самоуправления.

Собравшимися отмечается отсутствие реального участия Русской Православной Церкви в принятии принципиальных управленческих и организационных решений в процессе реализации федерального эксперимента по введению преподавания религиозных культур и светской этики, в частности в проведении в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования подготовки методистов («тьюторов», преподавателей-тренеров) по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

С целью:

  • оптимизировать условия проведения федерального эксперимента по введению преподавания религиозных культур и этики в общеобразовательных учреждениях;
  • поддержать регионы, где преподавание православной культуры в школах уже стало массовой практикой, сохранить и развить существующий у них опыт;
  • в целом обеспечить удовлетворение права российских граждан, семей на приобщение своих детей к православной христианской культуре, духовно-нравственной традиции в российской государственно-общественной школе.

Участники круглого стола приняли решение обратиться с предложениями

— к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу:

  • просить взять под контроль проведение эксперимента по введению преподавания религиозных культур и светской этики в российской школе с целью сохранения основных принципов преподавания Православной культуры и других учебных дисциплин духовно-нравственного образования по выбору семьи школьника, участия Русской Православной Церкви и других конфессий в определении содержания образования и программ подготовки учителей, получения ими рекомендаций для преподавания согласно положениям церковной Концепции преподавания учебного предмета «Православная культура», разработанной и одобренной в 2007 году с участием руководства Минобрнауки России и Поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 года;
  • инициировать в формате взаимодействия Московской Патриархии с Российским Союзом ректоров реализацию государственной программы поддержки высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку учителей православной культуры, с целью разработки и создания комплексного учебно-методического и научного обеспечения профессиональной подготовки учителей по профилю «Православная культура»
  • ходатайствовать об адекватном финансировании на федеральном уровне развития православного образования во всех звеньях образования (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее, дополнительное образование, система повышения квалификации).

— к руководству Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • принять предложения Русской Православной Церкви по доработке нового Базисного учебного плана образовательных учреждений, предусматривающие возможность преподавания учебного предмета «Православная культура» по всем годам обучения в любом общеобразовательном учреждении, включая работающие по пятидневной учебной неделе, по решению его органа самоуправления на основе принципов добровольности и свободы выбора;
  • в процессе реализации федерального эксперимента по введению преподавания в общеобразовательных учреждениях учебных предметов по религиозным культурам и светской этике вернуться к смыслу и содержанию Поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632) и в соответствии с данным Поручением обеспечить полностью раздельное преподавание шести учебных предметов и подготовку учителей отдельно по каждому учебному предмету;
  • исключить на последующих этапах реализации эксперимента возможности нарушения законодательства в части соблюдения прав граждан — родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, содержанием основных образовательных программ (ч. 7 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»), а также права на информированный и свободный выбор учебной дисциплины по религиозной культуре или этике;
  • обеспечить участие полномочных представителей и специалистов Русской Православной Церкви на всех этапах реализации федерального эксперимента по введению в общеобразовательных учреждениях преподавания учебных предметов по религиозным культурам и светской этике, включая подготовку методистов («тьюторов»), а также учителей в регионах, получение учителями рекомендации для преподавания учебного предмета по основам православной культуры с участием полномочных представителей Русской Православной Церкви;
  • создать при Министерстве образования и науки Российской Федерации Научно-методический совет по духовно-нравственному образованию в системе общего образования с участием представителей традиционных религиозных конфессий России, включающий 6 предметных секций, в том числе секцию по преподаванию «Основ православной культуры»;
  • ввести в состав группы разработчиков учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» специалистов в области преподавания религиозной культуры в системе образования, духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  • шире привлекать к участию в эксперименте специалистов и выпускников кафедр теологии государственных вузов.

— к председателю Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископу Зарайскому Меркурию:

  • в сотрудничестве с Министерством образования и науки Российской Федерации инициировать в 2010 году разработку и введение в действие государственно-церковной Программы развития православного образования в Российской Федерации;
  • организовать при Синодальном Отделе религиозного образования и катехизации Методический кабинет по Православной культуре, на базе которого может базироваться деятельность Комиссии по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию, выстраиваться система сотрудничества церковных и светских специалистов по обеспечению преподавания Православной культуры и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в системе образования;
  • во взаимодействии с профильными Синодальными отделами создать систему информационной поддержки преподавания Православной культуры, православного духовно-нравственного воспитания в государственной и муниципальной системе образования.

— к руководителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации:

  • активизировать взаимодействие с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви по вопросам участия в федеральном эксперименте, а также в целом по вопросам развития преподавания Православной культуры в регионе;
  • продолжить обсуждение проекта ФГОС общего образования II поколения, начатое в епархиях в 2008 году в соответствии с Циркулярным письмом в епархии № 1637 от 26 марта 2008 года;
  • организовать постоянно действующие общественные комиссии (советы, группы) с участием специалистов в области педагогики и образования для ведения систематической работы по организационному, научно-методическому обеспечению и информационной поддержке преподавания Православной культуры, свободного и добровольного приобщения детей к духовным и нравственным ценностям Православия в российской школе.

Восстановление роли Православия как духовно-нравственной основы воспитания детей в русской школе (общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения) на основе принципов добровольности и свободы выбора требует действенной гражданской организации и самоорганизации православного педагогического и родительского сообщества. Призываем православную общественность, педагогов, всех неравнодушных людей объединиться, чтобы решить проблему общими усилиями.

По материалам Официального сайта Московского Патриархата

Облако тегов


Апологетический центр

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes