Skip to main content

В рамках XVIII Рождественских чтений обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования

28 января на базе Синодальной библиотеки им. Святейшего Патриарха Алексия II, расположенной в Андреевском монастыре прошел семинар «Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования».

В работе семинара участвовали более 150 человек из разных регионов России, Украины, Белоруссии. С докладами и сообщениями выступили свыше 30 человек.

В выступлениях участников семинара прозвучала глубокая убежденность в том, что духовно-нравственное воспитание нужно начинать с первых лет жизни, потому что дошкольное детство является ключевым периодом становления личности человека, что было отмечено и в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжественном открытии чтений, а также в докладе председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия и в других выступлениях.

Накопленный в регионах опыт по обсуждаемой проблеме был отражен в докладах, выступлениях с мультимедийным сопровождением, при проведении круглого стола «Православная культура и современное дошкольное образование» и мастер-класса по игровой деятельности, а также в работе педагогической мастерской «Методический фильм как средство духовно-нравственного воспитания детей». Данный опыт явился убедительным основанием необходимости введения эксперимента в системе дошкольного образования по приобщению детей к православной культуре.

Отмечено, что успешная реализация духовно-нравственного воспитания в детском саду и семье обеспечивается активным взаимодействием епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с региональными управлениями образования. Единство позиций епархии и органов власти на местах (Белгородская, Костромская, Смоленская, Московская епархии) позволяют решать актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, выполняя социальный запрос родителей по воспитанию своих детей в соответствии с их православным мировоззрением.

В Москве, Московской, Костромской, Курской, Белгородской и других областях идет экспериментальная апробация программы, основанной на ценностях православной культуры «Мир ― прекрасное творение», разработанной лабораторией Русской школы Курского государственного университета, получившей одобрение участников семинара и ставшей в 2009 году лауреатом конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Центральному федеральному округу, а также программы «Истоки и воспитание на социокультурном опыте», разработанной авторским коллективом Вологодской области, реализующей социокультурный подход в воспитании детей.

В процессе обсуждения проблемы оценки качества духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста были одобрены основные принципы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольный период, которые основаны на традиционной бережности и деликатности к внутренней жизни ребенка и его семьи.

Однако действующее типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. за №666, создает искусственные трудности для внедрения программ по духовно-нравственному воспитанию детей на традициях своего народа, препятствует созданию в православной стране сети православно ориентированных групп и детских садов и уже приводит к заметному снижению числа подобных дошкольных образовательных учреждений. Участники семинара поддержали письмо Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Министерству образования и науки РФ о внесении изменений в это положение.

Участниками семинара отмечено значение игры как ведущего вида деятельности в жизни ребенка. Однако в последнее время торговая сеть насыщена играми и игрушками, разрушительно влияющими на нравственное здоровье малышей, значительно уменьшилось число народных игр.

Для педагогов, принявших участие в работе семинара, проведен мастер-класс по использованию различных игр для духовно-нравственного развития детей.

Предложения участников семинара:

1. Считать духовно-нравственное воспитание приоритетным направлением в системе дошкольного образования.

2. Одобрить опыт работы дошкольных учреждений, работающих в режиме региональных экспериментальных площадок по апробации программ духовно-нравственного воспитания дошкольников на ценностях православной культуры.

3. Епархиальным Отделам религиозного образования и катехизации:

  • активно содействовать открытию региональных экспериментальных площадок по апробации программ духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, а также дошкольных образовательных учреждений и групп разного типа и вида, в т.ч. групп кратковременного пребывания, ориентированных в воспитании детей на традиционных духовно-нравственных ценностях;
  • противодействовать закрытию православно ориентированных групп и детских садов на местах;
  • предусмотреть в договорах о взаимодействии с органами управления образования организацию системы подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей, в т.ч. раннего и дошкольного возраста.

4. Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви:

  • обобщить опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в системе дошкольного образования, накопленный в регионах в процессе экспериментальной апробации программ;
  • обобщить региональный опыт дошкольных образовательных учреждений по организации игровой и досуговой деятельности и подготовить к изданию сборники с мультимедийным приложением;
  • обратиться в Белгородскую и Старооскольскую епархию с предложением о проведении научно-практического семинара по духовно-нравственному образованию в системе дошкольного образования на опыте Белгородской области.

5. Министерству образования и науки РФ:

  • принять во внимание письмо Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви о внесении изменений в «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.08 г. №666, включив в него задачу «Духовно-нравственное развитие личности», в соответствии с законом РФ «Об образовании» и традициями российской педагогической науки и практики, а также предусмотреть в перечне видов дошкольных образовательных учреждений соответствующие приоритетные направления: «духовно-нравственное воспитание детей» и «этнокультурное». 
По материалам Официального сайта Московского Патриархата

Облако тегов


Апологетический центр

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети 
интернет

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes